Образовательные стандарты и требования

Что такое Федеральный государственный образовательный стандарт?

Стандарт – это совокупность обязательных требований:

к структуре образовательной программы дошкольного образования и ее объему,

к условиям реализации образовательной программы,

к результатам освоения образовательной программы.

Программа должна обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать определенные направления развития детей, которые называются – образовательными областями:

1. социально- коммуникативное развитие,

2. познавательное развитие,

3. речевое развитие,

4. художественно- эстетическое развитие,

5. физическое развитие.

Образовательные области должны соответствовать возрастным и индивидуальным особенностям детей. Воспитание и развитие происходит в различных видах деятельности: общении, игре, познавательно – исследовательской деятельности, через которые идет формирование ребенка дошкольного возраста.

Программа состоит из обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений. Объем обязательной части рекомендуется не менее 60%; части, формируемой участниками образовательных отношений не более 40%.

Стандарт дошкольного образования призван нормативно обеспечить государственные гарантии равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования. В стандарте сформулированы требования к условиям, в том числе психолого-педагогическим, кадровым, материально-техническим и финансовым.

Требования к психолого-педагогическим условиям следующие:

1. уважение к человеческому достоинству детей,

2. использование в образовательной деятельности форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям,

3. построение образовательной деятельности на основе взаимодействия взрослых с детьми,

4. поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения детей друг к другу в разных видах деятельности;

5. поддержка инициативы и самостоятельности детей,

6. защита детей от всех форм физического и психического насилия.

Требования к материально - техническим условиям: оборудование (предметы), оснащенность помещений, учебно – методический комплект должны отвечать требованиям СанПиН, правилам пожарной безопасности.

Стандарт предъявляет требования к предметно-пространственной развивающей среде. Она должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Кадровые условия предполагают непрерывное совершенствование профессии «Воспитатель» в овладении педагогическими технологиями. По закону «Об образовании в Российской Федерации» и в соответствии с нормами трудового законодательства педагог должен каждые три года проходить курсы повышения квалификации.

Финансовое обеспечение гарантирует получение бесплатного дошкольного образования и способствует реализации образовательной программы.

Стандарт дошкольного образования не предусматривает проведение аттестации детей при освоении ими образовательных программ, требования к результатам представлены в виде целевых ориентиров, в которых нет конкретных знаний, умений и навыков, которые можно контролировать, выставлять им какие – то оценки и сравнивать между собой, это только для построения образовательной деятельности.

Задача дошкольного образования – сформировать предпосылки для того, чтобы ребенок мог овладеть основными уровнями направления дошкольного образования, которые прописаны в статье 64 и 66 закона «Об образовании в Российской Федерации».

Характеристики целевых ориентиров:

1. инициативность и самостоятельность ребенка,

2. уверенность в своих силах, положительное отношение к себе и другим,

3. активное взаимодействие со сверстниками и взрослыми,

4. способность ребенка к фантазии, воображению, творчеству, любознательность,

5. способность к волевым усилиям и принятию самостоятельных решений.

В стандарте определены принципы, из которых самый важный – сохранение уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии человека. Дошкольное детство направлено на приобщение к ценностям культуры, социализацию ребенка в обществе, а не обучение его письму, счету и чтению. Развитие ребенка- дошкольника должно происходить через ведущий вид детской деятельности — игру.

Надо дать возможность каждому воспитаннику полноценно прожить период дошкольного детства.

Сайт использует файлы cookies и сервис сбора технических данных его посетителей.
Продолжая использовать данный ресурс, вы автоматически соглашаетесь с использованием данных технологий.
Закрыть